Размер шрифта: А А А
Цвет шрифта: А А А  
Перейти в обычную версию сайта 

Из истории архивного дела (95 - летию Архивной службы Республики Марий Эл)

1.jpg

Образование архивов связано с именем Петра 1. Он впервые предпринял попытку «устройства архивов», закрепленную законодательством. В «Генеральном регламенте коллегий…», составленном в 1720 году при личном участии царя, этому посвящена отдельная 44-я глава и впервые официально употреблено европейское слово «архив», обозначавшее хранилище документов. Архивы отделялись от делопроизводства, а дьяков и подьячих, которые вели все «государевы дела» и одновременно присматривали за их сохранностью, сменили архивариусы.

Согласно «Генеральному регламенту коллегий …» предусматривалось создание двух типов архивов: текущих, при учреждениях, куда по истечении трех лет должны поступать использованные документы, и государственных, то есть самостоятельных, подчиненных определенным ведомствам, для хранения документов упраздненных учреждений. Создавались архивы для обеспечения сохранности документов. Учреждениям предписывалось: «Государевы и челобитчиковы дела хранить бережно, чтобы все было в целостности, не выносить их на частные дворы и подворья».

Архивам принадлежит важное место в сохранении богатого культурного наследия прошлого. Недаром их называют документальной памятью нации. К изучению архивных документов люди обращаются не из праздного любопытства, а чтобы лучше понять современность. Прошлое тысячью нитей связано с настоящим. Оно заключает в себе бесценный опыт многих поколений, и, постигая его, люди стремятся в будущее.

Прошли века, архивное дело постоянно развивалось. Архивной службе Республики Марий Эл в сентябре текущего года исполнилось 95 лет. Пройден большой нелегкий путь становления и развития, начало которому положило образование 8 сентября 1922 года Марийского областного архивного бюро. Первым архивистам пришлось преодолевать большие трудности: не было подходящих помещений, оборудования, не хватало кадров. К середине 30—х годов сложилась сеть районных архивов. Важным событием в архивном строительстве республики стало образование в 1941 году Центрального государственного архива Марийской АССР, который стал главным архивохранилищем республики. В годы Великой Отечественной войны архивисты республики не только сохранили и пополнили архивные фонды, но и обеспечили сохранность документов архивов, эвакуированных из оккупированных территорий. Последующие десятилетия характеризовались стабильным и поступательным развитием архивной службы республики по всем направлением. В начале 90-х годов положено реформе архивного дела. Был принят Указ Президента Российской Федерации «О партийных архивах», который провозгласил принципы гласности и общедоступности. К 2001 году завершено рассекречивание партийных документов и граждане получили доступ к ранее закрытой информации.

В начале 90-х годов в республике начался процесс массовой ликвидации организации, в том числе в результате банкротства, и проблема сохранности документов по личному составу приобрела государственный характер.

В 2004 году принят Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации». В 2005 году - Закон «Об архивном деле в Республике Марий Эл», которые потребовали от архивистов перестройки во взаимоотношениях с муниципальными образованиями и федеральными организациями.

На сегодняшний день в Республике Марий Эл работают:

  • три государственных архива – ГКУ «Государственный архив Республики Марий Эл», ГКУ «Государственный архив аудиовизуальной документации Республики Марий Эл», ГКУ «Марийский республиканский центр хранения документов по личному составу»,
  • одно архивное учреждение  - ГКУ «Республиканская служба формирования Архивного фонда Республики Марий Эл»,
  • 17 муниципальных архивов.

На основании постановления главы администрации Волжского района от 2 декабря 1993 года образован архивный отдел администрации Волжского муниципального района. На 1 полугодие текущего года в архивном отделе администрации Волжского муниципального района хранятся 113 фондов, в которых содержатся 17814 единиц хранения. За  6 месяцев 2017 года в архивный отдел администрации Волжского муниципального района поступило 879 заявлений социально-правового характера: имущественно - правовые запросы, запросы подтверждающие стаж работы, заработную плату, детский стаж (работа в период школьных каникул). Документы архивного фонда широко используются не только при исполнении запросов социально-правового характера, но и при проведении выставок, мероприятий, посвященных знаменательной дате, написаний статьи в газеты, исследовательских работ. Все это делается для того, чтобы жители Республики Марий Эл знали больше об архивах и могли с пользой для себя воспользоваться неумирающей памятью истории – архивными документами.

 

 

А.А. Апыхтина

руководитель архивного отдела

12 Октября, 2017 г.